Обо всём и понемногу: транспорт
Опубликовано: 15.11.2010 Filed under: Без рубрики | Tags: Бизнес России, обо всем и понемногу, околоправовое Оставьте комментарийВопросы формирования национальной транспортной системы РФ.
Сменив за сутки как минимум три вида транспорта, автомобильный (такси), железнодорожный («Аэроэкспресс»), воздушный (самолет), я была поставлена доблестными сотрудниками аэропорта перед фактом, что последний все-таки станет самым долгожданным для меня в этот день.
Задержка внутреннего рейса на три часа — обычное дело. Некоторые из моих случайных попутчиков не стеснялись в выражениях, оправдывая свое состояние срывом неких определяющих для бизнеса договоренностей, сроков, контрактов. Другие, заняв предлагаемые для ожидания места, достали персональные компьютеры и прочие средства мобильной связи. Между нами на тот момент была одна объединяющая сила – обстоятельства. При планировании поездки, каждый безусловно рассчитал необходимые временные затраты на поездку по маршруту «метро-поезд-самолет-такси-самолет» (другие варианты тоже возможны), а также на прохождение сопутствующих процедур регистрации, досмотра, таможенного оформления, при этом каждый поставил себя в зависимость от личного «транспортного коридора». В современных динамичных условиях эти коридоры ежедневно просчитываются миллионами, сводя воедино звенья инфраструктурной системы по миру.
А в то же время степень развитости путей сообщения именно как единого целого, обеспечивающего бесперебойное и своевременное перемещение по ним, становится определяющим фактором развития не только отдельного бизнеса, но и государства в целом. В условиях глобализации политика развития транспортной инфраструктуры становится одним из важнейших условий реализации национальных интересов и вхождения в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Развитие единой глобальной транспортной сети предполагает оценку транзитного потенциала каждой страны, в том числе, возможности пропуска через ее территорию крупных товароматериальных и сопутствующих информационных потоков, включая подвижной состав всех видов транспорта и их стационарные устройства, функционирующие на данном направлении. Иными словами, формирование глобальных транспортных коридоров предполагается посредством объединения существующих национальных транспортных систем. Безусловным конкурентным преимуществом отдельного государства становится выгодное геополитическое расположение и наличие развитой инфраструктуры.
На первый взгляд, Россия в полной мере отвечает указанным критериям. Транспортная сеть обеспечивает пути сообщения между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом при более чем благоприятном расположении между странами ЕС, Северо-Американского торгового соглашения и Восточной Азии.
Однако непредвзятый представитель мирового экономического сообщества захочет узнать — а что со всем этим роскошеством делается и где, собственно, прочитать инструкцию по применению? Должна же существовать возможность практического использования транзитного коридора, желательно эффективного использования. Должны же быть определены права, обязанности и ответственность участников транспортных отношений и, что не менее важно, гарантии, предоставляемые в пределах государства. Что у вас в законе написано?
А закона у нас нет.
Есть позиция государства. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45, декларирует необходимость последовательной гармонизации российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг, в частности, их приведение в соответствие с нормами и правилами ВТО. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г., также определяет в качестве приоритетной задачу совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.
Есть задача обеспечения международной интеграции России.
А регламентация смешанных перевозок по территории Российской Федерации остается зияющей дырой нормативного регулирования.
Глава вторая Гражданского кодекса РФ, принятая в 1995 году, содержит понятие прямого смешанного сообщения — взаимоотношений транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение) (ст. 788 ГК РФ). Эта же статья предусматривает принятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках для определения порядка организации перевозок и заключения соглашений между организациями соответствующих видов транспорта.
С 1995 года такой закон все еще принимается.
В отсутствие специального законодательного акта применяются нормы о смешанных перевозках различных нормативных актов. Правила о смешанных перевозках содержатся в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Уставе железнодорожного транспорта РФ, Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г. (в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.10.1996 N 2951/96 Правила сохраняют свое нормативное действие).
Отраслевые нормативно-правовые акты, регулирующие участие автомобильного и авиатранспорта в мультимодальных перевозках, отсутствуют. Более того, принятый в 2007 году «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» положений о комбинированных перевозках не содержит — в отличие от ранее действовавшего «Устава автомобильного транспорта РСФСР» 1969 года.
В целом, существующая нормативная база смешанных перевозок на территории Российской Федерации посвящена вопросам обеспечения взаимодействия железнодорожного и водного транспорта. В частности, регламентируются порядок передачи грузов, определение сроков доставки, осуществление расчетов, основания ответственности при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Указанные нормы требуют разработки целого механизма, обеспечивающего практику их применения. Помимо федерального закона «О смешанных перевозках», ключевыми инструментами регулирования прямого комбинированного сообщения должны существовать и действовать соглашения между организациями взаимодействующих видов транспорта и правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Кроме того, анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о несбалансированности работы видов отдельных видов транспорта. Это косвенно подтверждает, например, отсутствие регламентации участия воздушного и автомобильного транспорта в смешанных перевозках. Сложность взаимодействия звеньев инфраструктуры России свидетельствует о недостаточной степени развитости самой системы, что ограничивает перспективы реализации внешнеторгового потенциала России и вхождения в глобальную систему международных транспортных коридоров.
Самое любопытное, что уже неоднократно в средствах массовой информации представителями как бизнеса, так и государства, озвучивались мероприятия, осуществление которых создало бы условия для повышения эффективности внешнеторговых перевозок России, в числе которых:
- формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения всех участников транспортного рынка в соответствии с потребностями существующей ситуации, в частности, создающей эффективную схему смешанных перевозок грузов по территории Российской Федерации;
- обеспечение согласованного развития и сбалансированности взаимодействия всех видов транспорта;
- разработка эффективных форм взаимодействия участников транспортного рынка с компетентными государственными органами Российской Федерации и пограничных государств;
- разработка единой системы формирования тарифов на грузовые перевозки и осуществление мероприятий по обеспечению сближения уровня тарифных ставок в различных видах сообщения, создание механизмов обеспечения ее проведения транспортными компаниями;
- поддержка правовых форм взаимодействия промышленности и государственных структур на каждом этапе развития транспортной инфраструктуры.
Особо хочется выделить значимость последнего предлагаемого мероприятия. Привлечение инвестиций на развитие транспортных коммуникаций и логистической инфраструктуры является необходимым условием формирования национального транзитного коридора. Возможность участия частного сектора в формировании источников финансирования развития транспортной инфраструктуры наравне с государством обеспечивает структура инвестиционного фонда. В свою очередь, государство, в лице компетентных органов, согласно программным документам развития транспортной системы России, по мере развития рынка транспортных услуг и при условии внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, готово делегировать отдельные функции, выполняемые государственными органами, саморегулируемым организациям.
Все перечисленное выступает свидетельством того, что развитие конкурентоспособной инфраструктуры России в системе глобальных международных перевозок зависит напрямую от успеха взаимодействия государства и бизнеса в составе любого из перечисленных мероприятий. В то время как отсутствие согласия между этими участниками по ключевым условиям сотрудничества — взаимных прав, обязанностей, разграничения ответственности — определяет существующий вакуум нормативного регулирования рассматриваемой сферы деятельности.